ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ. ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ.  ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ
22 апреля 2016

«Мы видим, что отдельные страны пытаются использовать своё доминирующее положение в глобальном информационном пространстве для достижения не только экономических, но и военно-политических целей. Активно применяют информационные системы в качестве инструмента так называемой мягкой силы для достижения своих интересов» (из выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на открытии заседания Совета Безопасности Российской Федерации от 01.10.2014). «В целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления ... реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую ... осуществление рационального импортозамещения, снижение критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции ...» (из Указа Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683).

«Факторами, негативно влияющими на национальную безопасность в области науки, технологий и образования, являются отставание в развитии высоких технологий, зависимость от импортных поставок научного, испытательного оборудования, приборов и электронных компонентов, программных и аппаратных средств вычислительной техники, ... несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий, необоснованные односторонние санкции в отношении российских научных и образовательных организаций, ...», поэтому

«одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования является повышение уровня технологической безопасности, в том числе в информационной сфере» (из Указа Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 № 683).

«Какие направления должны стать для нас ключевыми? Первое. Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей» (из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015).

Сегодня критически важно:

?     минимизировать участие в деятельности органов власти и местного самоуправления, а также подведомственных им организаций продуктов и услуг зарубежных ИТ-компаний;

?     предпринимать активные и действенные меры по импортозамещению;

?     безусловно исполнять правила информационной безопасности.

Цифровой суверенитет дает национальному правительству право и возможность:

?     самостоятельно и независимо определять, и реализовывать внутренние и геополитические национальные интересы в цифровой сфере;

?     вести самостоятельную внутреннюю и внешнюю информационную политику;

?     распоряжаться собственными информационными ресурсами, формировать инфраструктуру национального информационного пространства;

?     гарантировать электронную и информационную безопасность государства.

Сегодня отсутствие цифрового суверенитета может привести и к потере суверенитета вообще. Цифровая защищённость состоит из двух компонент:

1)    Электронный суверенитет:

?     защищённость от выключения извне;

?     защищённость от кибер-угроз: вирусов, троянов, закладок, утечек, атак;

?     стабильность критической инфраструктуры;

?     работа инфраструктуры для обычных пользователей.

2)    Информационный суверенитет:

?     защищённость от информационных вирусов, атак и кампаний;

?     контроль над своим информационным пространством, определение политики в нём;

?     защита умов как критической инфраструктуры.

Составляющие идеального цифрового суверенитета:

1)    Электронный щит:

?     собственная аппаратная платформа (серверная, сетевая, мобильная и ПК);

?     собственная или контролируемая программная платформа (сетевая и ПК);

?     собственная/контролируемая мобильная платформа.

2)    Информационный щит:

?     собственная Интернет-инфраструктура;

?     собственная медийная структура СМИ, ТВ и Интернета;

?     развитая идеология, законы, рынок идеологических услуг.

Сегодня полноценный цифровой суверенитет есть только у США:

?     большинство процессоров и микросхем;

?     сетевое и серверное оборудование, ПО;

?     система GPS;

?     большинство мировых ОС (серверные, десктопы и мобильные);

?     офис, браузеры, антивирусы, управление предприятием, игры;

?     большинство популярных соцсетей, видеохостингов и блогохостингов;

?     средства ведения электронных и информационных войн (мировые СМИ, специальные подразделения мониторинга и управления мнениями, боевые вирусы последних лет).

Остальные догоняют или смирились:

?     Китай энергично строит цифровой суверенитет (свои ОС, процессор, поисковики, почта, мессенджеры, социальные сети, антивирусы, сетевое оборудование и ПО, страновой фильтр Golden Shield, …)

?     Россия имеет элементы суверенитета, начинает движение (ГЛОНАСС, свои поисковики, почта, системы управления сайтами, социальные сети, СМИ, антивирусы, …)

?     Европа и Япония по сути – в кильватере США (нет своих поисковиков, социальные сети – Фейсбук/Твиттер и т.п., американское ПО для B2C и B2B).

?     ЮВА и арабский мир испытывают нехватку человеческих и технологических ресурсов для самостоятельного построения необходимых компонент цифрового суверенитета.

США проводит энергичные усилия по разрушению чужих информационных суверенитетов:

?     быстрый переход на шифрованное соединение HTTPS в большинстве популярных сервисов (Facebook, Google, Twitter etc.) – уже > 80-90%;

?     возможность обращаться к населению напрямую, не обращая внимания на национальное правительство;

?     глобальная прослушка;

?     спецподразделения Пентагона и АНБ для войн в соцсетях;

?     информационные пушки: Wikileaks и аналоги, отвязка публикации от ответственности;

?     активные информационные операции на «интернет-территориях» других стран.

Риски для построения информационного суверенитета:

?     доминирование западных Интернет-сервисов и платформ;

?     переход сервисов на шифрованные соединения с пользователем.

Необходимо проводить мероприятия импортозамещения программных и аппаратных технологий.