Для сведения организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.

Для сведения организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.
31 мая 2016

С 1 июля 2016 года вступает в действие норма федерального законодательства, предусматривающая обязательную фиксацию факта продажи алкогольной продукции конечному потребителю в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС).

Данное требование распространяется на розничную продажу алкогольной продукции в городских округах и городских поселениях (в сельских поселениях – с 1 июля 2017 года) и не распространяется на учет объема розничной продажи:

- пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

- алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

- алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с перечнем установленным Законом Нижегородской области от 29.06.2012 № 74-З «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области».

В связи с тем, что процесс подключения к системе ЕГАИС, а также отладка собственных техпроцессов занимает определенное время и не может быть произведен в последний момент, необходимо незамедлительно принять меры и подключиться к системе ЕГАИС до 25 июня 2016 года.

Полную информацию по системе ЕГАИС можно получить на официальном специализированном интернет портале Росалкогольрегулирования по адресу: http://egais.ru, а также по телефону 8(831)430-39-43

Обращаем внимание! Не фиксация в ЕГАИС информации о закупках алкогольной продукции в I квартале 2016 года до 20 апреля 2016 года и нарушение установленного порядка учета реализации  алкогольной продукции будет являться с 1 июля 2016 года  основанием для наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц от 150 тысяч до 200 тысяч рублей, а также приостановления действия лицензии и аннулирования лицензий в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что организация не освобождается от ответственности за не отражение данных в ЕГАИС о закупке алкогольной продукции в I квартале 2016 года на том основании, что действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции прекращено или предприятие прекратило свою деятельность.

 

Особенности функционирования ЕГАИС

 

Фиксация розничной продажи алкогольной продукции осуществляется с применением специальных технических средств: касса, фискальный регистратор, сканер 2D штрих-кода, аппаратный крипто ключ, КЭП.

При продаже алкогольной продукции необходимо с помощью сканера двумерного штрихкода сканировать штрихкод, нанесенный на федеральную специальную марку (далее - ФСМ) или акцизную марку (далее - АМ). Информация о серии и номере ФСМ будет через кассу передана в ЕГАИС. Покупателю вместе с обычным чеком будет предоставлен специальный чек с qr-кодом. Такой штриховой код предназначен для проверки покупателем легальности товара, приобретенного по этому чеку с помощью смартфона или персонального компьютера.

Следует иметь в виду, что кассовое программное обеспечение и сами кассы магазинов должны быть модифицированы. Кассы должны обеспечивать возможность подключения к ним дополнительного сканера для чтения штрих кодов PDF-417. При использовании касс необходимо считывать с товара его EAN-штрихкод, если этим товаром оказывается алкогольная продукция, кроме пива, то необходимо дополнительным сканером считывать штрих код с ФСМ. Таким образом, при продаже алкогольной продукции считывается 2 штрихкода: один для обычного чека, другой для специального алкогольного. Печать чека с qr-кодом осуществляется с помощью фискального регистратора.

В настоящее время существует много технических решений (готовых комплексов) по фиксации в ЕГАИС розничной продажи алкогольной продукции. Такие решения предоставляются компаниями Дримкас, Лайтбокс, Атол, Мерката, 1С, Штрих-М и д.р. Организации, в зависимости от их потребностей, могут выбрать наиболее подходящее техническое решение. В сети интернет можно ознакомиться с характеристиками предлагаемого оборудования.

Схема розничной продажи алкогольной продукции:

1.      При сканировании штрихового кода EAN, касса находит в своей базе данных товар.

2.      При принадлежности товара к группе «Алкогольная продукция» на экране кассы появится окно запроса штрихового кода.

3.      Кассир сканирует марку.

4.      Если штриховой код марки сканируется успешно, то данное окно автоматически закроется, а его содержимое заносятся в чек (в базу данных).

5.      Если штриховой код не представляется возможным отсканировать (испорчен, плохое качество штрихкода и т. п.), то кассир должен нажать на кнопку «Отмена» и товар в чек добавлен не будет.

6.      По окончанию формирования чека в случае, если он содержит алкогольную продукцию, данные о чеке и алкогольной продукции передаются в универсальный транспортный модуль (далее – УТМ).

7.      УТМ осуществляет подписание чека электронной подписью  (далее – ЭП) и возвращает в кассовую программу ответ о подписании чека.

8.      Если кассовая программа успешно получила ответ от УТМ, то касса выводит на печать подотчет, содержащий отпечаток ЭП в виде 128 символов и qr-код. После чего чек закрывается.

9.      Далее информация о проданной алкогольной продукции через УТМ передается на сервер ЕГАИС посредством сети Интернет. Именно на сервере ЕГАИС происходит накопление информации обо всей проданной алкогольной продукции. На основании этих данных в дальнейшем можно будет отслеживать, где продавались дубли марок. При этом, если связи с сетью Интернет нет более 3-х дней, то продажа алкогольной продукции станет невозможной ввиду того, что касса перестанет выдавать чеки с алкогольной продукцией. После восстановления связи с сетью Интернет розничная продажа алкогольной продукции снова станет доступной.

Для участников системы ЕГАИС, находящихся в районах с частичным покрытием или нестабильным соединением с сетью Интернет, Росалкогольрегулирование опубликовало информационное сообщение, содержащее рекомендации по фиксации данных в ЕГАИС (http://egais.ru/news/view?id=97), а именно:

1)      Установку универсального транспортного модуля системы ЕГАИС рекомендуется осуществлять на портативную (переносную) платформу – ноутбук, нетбук.

2)      В случае возникновения проблем с передачей данных в ЕГАИС по причине нестабильного соединения, рекомендуется перемещение портативной платформы с УТМ в географическую точку с устойчивой связью.

3)      После успешной передачи данных в ЕГАИС, портативную платформу необходимо вернуть в место осуществления деятельности.

Указанные мероприятия необходимо повторять до восстановления устойчивой связи непосредственно по месту осуществления деятельности организации. Сведения о технической поддержке: http://fsrar.ru/news/view?id=1496.

Обращаем внимание, что объем розничной продажи:

1)      пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей продукции;

2)      алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

3)      алкогольной продукции, осуществляемой в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, в которых отсутствует точка доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с перечнем установленным Законом Нижегородской области от 29.06.2012 № 74-З «О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области»,

с 1 января 2016 года фиксируется в «Журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного Приказом Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 №164.

Ведение Журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции обязательно для всех организаций розничной торговли. Пример заполнения Журнала учета розничных продаж размещен на сайте ФСРАР http://fsrar.ru/news/view/?id=1400