Прокуратура разъясняет
Версия для печати |
Меры ответственности депутатов представительных органов местного самоуправления за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее правовой статус выборных должностных лиц местного самоуправления, предусматривает ряд запретов, ограничений и обязанностей, направленных на предотвращение коррупционных проявлений.
Применительно к депутатам представительных органов муниципальных образований, осуществляющих полномочия на постоянной основе, такие требования перечислены в ч. 7 ст. 40 Федерального закона от 0Ь. 10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3). Также часть 7.1 названной статьи обязывает всех депутатов соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-Ф3) и другими федеральными законами. Запреты и ограничения для депутатов предусмотрены положениями ст. 12.1 Закона № 27Э-ФЗ.
Поскольку рассмотренные нормы представляют собой механизм профилактики коррупционного поведения, за их нарушение предусмотрены достаточно жесткие санкции. По общему правилу, установленному ч. 7.1 ст. 40 Закона № 1Э1-ФЗ, такие нарушения влекут досрочное прекращение депутатских полномочий.
Вместе с тем ч. 7.3.1 той же статьи допускает применение к депутатам, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, иных, более мягких мер ответственности. К их числу закон относит:
1) предупреждение;
2) освобождение депутата от должности в представительном органе муниципального образования с лишением права занимать такие должности до прекращения срока полномочий;
3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий;
4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования до прекращения срока его полномочий;
5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока полномочий.
Как видно из вышеприведенных положений закона, применение любой из названных мер ответственности возможно лишь за несущественные нарушения, связанные с представлением неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Существенность нарушений определяется в каждом конкретном случае с учетом всех значимых обстоятельств и рекомендаций Минтруда России, изложенных в письме от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526. В названном письме на основе анализа правоприменительной практики приведен перечень нарушений, связанных с представлением недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которые могут быть расценены как существенные либо несущественные проступки.
Конкретная мера ответственности из рассматриваемого перечня избирается с учетом индивидуального правового статуса допустившего нарушения депутата. К примеру, если нарушивший требования закона депутат является заместителем председателя представительного органа и работает на непостоянной основе, то он может быть освобожден от занимаемой должности. В случае, если он при этом работает на постоянной профессиональной основе, он может быть либо освобожден от должности, либо к нему может быть применен запрет исполнять полномочия на постоянной основе.
В любом случае за допущенное нарушение может быть применена только одна мера ответственности. Порядок их применения определяется муниципальным правовым актом.
Иные нарушения антикоррупционного законодательства, в том числе непредставление депутатом сведений или представление заведомо неполных или недостоверных сведений, непринятие мер к предотвращению или урегулированию конфликта интересов, влекут безальтернативное прекращение депутатских полномочий. Сведения о таком депутате подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, согласно требованиям ст. 15 Закона № 273-03.